С рождением глобальной сети интернет и зарождением направления E-commerce (электронная коммерция) возникло целое направление продвижения коммерческих предложений в интернете.
Конечно по началу на этом направлении появилось много рекламных агентств, которые готовили рекламные материалы для заказчиков и размещали их на разных ресурсах глобальной сети. Все шло строго по стопам классического офф-лайн маркетинга, где заказчик выделяет некий рекламный бюджет на продвижение своего товара или услуги, и который потом с удовольствием «распиливается» рекламными креативщиками (на создание текстов, баннеров и т.п.) и владельцами популярных ресурсов, где потом размещаются эти рекламные тексты-статьи и баннеры.
Чуть позже рекламодатели смекнули, что выделяемые ими бюджеты далеко не всегда имеют нужную эффективность и их размеры так же далеко не всегда правильно соотносятся с получаемой ими прибылью. По этому индустрия интернет-маркетинга начала активно мигрировать в сторону механизмов, позволяющих платить только за конкретные рекламные действия, а не «палить бюджеты в трубу».
Что же это за действия? Коротко перечислим их:
- Оплата за показ (к примеру — рекламного баннера, находящегося в ротации с баннерами других рекламодателей)
- Оплата за клик (переход на рекламируемый ресурс)
- Оплата за регистрацию на рекламируемом ресурсе
- Оплата за покупку
Оплата «за размещение» практически ушла в историю и этим вариантом сегодня уже мало кто пользуется.
Конечно этот шаг (переход на оплату за действие) позволил существенно упорядочить и оптимизировать бюджеты маркетинговых программ. Однако с ростом интернета и количества популярных ресурсов у маркетологов возникла задача расширять количество мест размещения рекламных объявлений, вллоть до, что каждый вебмастер размещал бы у себя на сайте рекламные материалы рекламодателей. Но как этого добиться?! Как заинтересовать вебмастеров размещать чужую рекламу у себя на сайтах? Как сделать так, чтобы сторонние люди (вебмастера) начали рекламировать товар какого-либо стороннего рекламодателя?
Долго мудрить не пришлось, ибо мир офф-лайн маркетинга давно уже знал и активно работал с такими инструментами как «свободные агенты» и «независимые дистрибьюторы»!
Агент (или независимый дистрибьютор) является абсолютно независимым от рекламодателя бизнесменом (обладает своим личным интернет-ресурсом и не является наемным работников) и ведет свою деятельность самостоятельно на свой страх и риск. Естественно этот человек, обладая личными свободными ресурсами, может разместить у себя чужие рекламные материалы. Надо лишь их передать ему и, естественно, оплатить его работу. В итоге на рынке интернет-маркетинга появились рекламные биржи, где каждый рекламодатель мог разместить свои рекламные материалы (обозначив попутно сколько и за какое действие он готов платить), а каждый вебмастер мог выбрать себе в этом изобилии именно те материалы, которые были бы ему близки по тематике, духу или… размеру оплаты! 🙂 Контроль за честностью этой «игры» начали осуществлять владельцы таких рекламных бирж. Они предоставляли обоим сторонам рынка (рекламодателям и агентам) удобный интерфейс выбора и работы с различными рекламными материалами, и следили за честностью расчетов за выполненную работу, естественно оставляя часть денег рекламодателя себе «на жизнь». Естественно количество таких бирж росло по мере роста численности вебмастеров, работающих с такими биржами. Вебмастера, работающие с таким видом интернет-маркетинг, начали называться «рекламными партнерами» или просто «партнерами» для краткости, а данная схема работы получила название «партнерские программы».
Сегодня партнёрство играет одну из основных ролей в маркетинговых стратегиях интернет торговли.
Для многих веб-мастеров партнёрские программы часто становятся пробным шагом к первым заработкам в сети и открывают путь к другим отраслям интернет-маркетинга, а крупнейшие интернет-гиганты типа Google, Yandex и т.п. активно развивают свои партнерские программы на основе контекстной рекламы.
Вдохновившись успехами развития и эффективностью работы партнерского маркетинга многие лидеры (да и не только лидеры) интернет-торговли решили убрать «промежуточное звено» (в виде «рекламных бирж») между собой (как рекламодателем) и «партнерами»-вебмастерами-агентами, открывая свои собственные «партнерские программы» и приглашая агентов работать с ними напрямую.
Естественно «работа без посредников» дала увеличение размера оплаты «труда» агентов и позволила еще больше оптимизировать рекламные расходы продавцов.
Однако, как и в среде офф-лайн маркетинга, на этом рынке возникла коллизия интересов. С одной стороны рекламодателю нужно и важно увеличивать количество своих партнеров (рекламных площадок), но с другой — каждый из партнеров, добившись успехов, был абсолютно не заинтересован в привлечении и обучении своих «собратьев»-вебмастеров, ибо воспринимал их как чистых конкурентов для себя. Ну в самом деле, зачем я буду кому-то рассказывать про отличную партнерскую программу (и уж тем более учить его работать с ней) если мне не только за это не заплатят ни копейки, но и, возможно, уменьшит мои доходы за счет увеличения конкуренции на рынке этой программы?!
В итоге наиболее продвинутые маркетологи вспомнили, что снять эту коллизию можно весьма просто и эффективно! Надо лишь сделать возможность вебмастерам-наставникам (тем, кто привлек к работе другого вебмастера) получать некий процент за работу своего «ученика»….
Вам это ничего не напоминает? 😉 Правильно! Это прямой перенос принципов сетевого маркетинга в среду партнерских программ!
Однако не везде и не всегда можно организовать многоуровневый маркетинг в индустрии интернет-рекламы. Дело в том, что расценки оплаты таких действий как «показ», «клик/переход» и «регистрация» весьма низкие и составляют лишь несколько центов (максимум — десятки центов) и разделить этот бюджет даже на 2 уровня оплаты партнерской сети весьма сложно, ибо размеры оплаты каждого конечного партнера резко снижаются. По этому система многоуровневого маркетинга в интернете активно развивается лишь там, где рекламодатель платит за покупку! Оно и понятно, что выделить несколько процентов (обычно до 10-15% в зависимости от вида товара или услуги) намного выгоднее (и справедливее для партнера, создавшего эту покупку), чем оплачивать, к примеру, клики/переходы со статистикой (в лучшем случае 1:10 — на 10 переходов одна покупка).
В итоге в последнее время в интернете все ярче можно наблюдать тенденцию стагнации «классических» одноуровневых партнерских программ (в основном это системы распространения контекстной рекламы) и рост многоуровневых партнерских программ с оплатой за покупку.
В качестве примера реализации концепции MLPP (Multi-Level-Partner-Programm или многоуровневой партнерской программы) можно привести такие интернет-сервисы как IZOBILITY или, и с каждым месяцем таких примеров становится все больше и больше. В итоге мы все с вами сегодня наблюдаем начало процесса «сращивания» классического «сетевого» и «партнерского» маркетинга!