Тим-Билдинг: Командный дух или Командный душок?

тим-билдинг На заметку

“Интерес московских компаний к корпоративным тренингам значительно вырос, – отмечает Лидия Трейвиш, руководитель отдела PR и маркетинга компании Begin Group. – Если в 2004 г. заказывали тренинги 50% компаний, то в нынешнем – уже 61%”. Руководство компаний уверено, что обучение является дополнительным средством мотивации.

Самый полезный тренинг, в котором когда-либо принимал участие Пол Гарви, директор отдела продаж крупной компании, было построение команды с применением пейнтбола. Изначальной целью было сплотить команду, в которой пошли трещины: отдел продаж разбился на группировки, начальство поощряло только любимчиков. Чтобы остановить дальнейшую эскалацию конфликта, сотрудников решили сплотить на поле брани. Участников одели в пейнтбольную амуницию и разделили на две команды. Так вышло, что состав команд совпал с составом противоборствующих группировок. «Мероприятие удачно завершило раскол коллектива, который мы надеялись залечить», – говорит Гарви, который предлагал вместо пейнтбола пойти всем вместе в ресторан и выпить текилы.

Мори Дан раньше работал вице-президентом в компании, которая была одним из поставщиков для проекта «Аполлон». Он вспоминает «талантливую» идею директора по персоналу провести выездной тим-билдинг, отправившись на Северный полюс. Дан говорит, что мероприятие его покоробило: «Мы помогли вернуть из космоса наших парней, а тут все эти детские игры».

Рон Робертс тим-билдингами торгует. Он создатель и президент Action Centered Training, компании, которая предлагает невероятное количество командообразующих тренингов – от пейнтбольных матчей под названием «Высокая энергия и вызовы природы» (обучают работе в команде и коммуникациям) и спуска на байдарках по рекам (чтобы помочь коллегам меняться ролями) до гонок а-ля Nascar (развивают лидерские навыки) и совместного командного приготовления сложных блюд без рецепта (укрепляет чувство единения). Некоторые участники мероприятий находят их забавными. «Людям полезно менять обстановку, – говорит Маргарет Нил, профессор, изучающий поведение в организациях в Стэнфордской бизнес-школе. – Но это не помогает коллективу действовать как команде».

«Часто тренинги представляются HR-менеджерам компаний спасительной таблеткой, которая легко поможет решать производственные проблемы и улучшить климат в коллективе», – отмечает Павел Безручко, старший партнер консалтинговой компании «Экопси Консалтинг». По его мнению, одно из распространенных заблуждений кадровиков касается командообразующего эффекта популярных сегодня активных тренингов на свежем воздухе. «Неформальные отношения не могут маскировать реальные противоречия в коллективе – возвращаясь в офис, еще вчера дружелюбные и миролюбивые сотрудники вполне могут снова конфликтовать», – говорит Безручко.

Причины роста

Робертс утверждает, что в игре вырабатываются важные принципы, которые в дальнейшем помогают в работе, даже если они не имеют ничего общего с офисной деятельностью. «Если коллеги не действуют как команда, в пейнтболе их подстреливают и им физически больно, – говорит Робертс. – Чтобы победить, группа должна стать командой и научиться общаться между собой. Это не каждому дано».

Среди его ноу-хау – тим-билдинг под названием «Перемена руководства». Он, по сути, напоминает гигантские нарды, фигурами которых являются участники мероприятия. По словам Робертса, игра помогает развить «стратегическое планирование, умение работать с малознакомыми коллегами». Однако он признает, что сам по себе тим-билдинг не может никого ничему научить насильно.

«Но даже те, кто считает, что такие мероприятия – курам на смех, все равно получают свой заряд единения с коллегами», – говорит Робертс. Один из его клиентов, Роберт Рынкевич, который работает специалистом по тренингам в Merck, видит ценность выездных игровых тим-билдингов в том, что они помогают ломать барьеры между людьми. Даже скептики, говорит он, получают больше информации о своих коллегах, и в этом польза. Но не все скептики. После того как Тиму Пайлу довелось видеть, как его коллеги напились на танцполе во время корпоративного круиза отдела продаж, он говорит, что некоторые барьеры лучше не ломать: «Они еще и нас защищают от нас самих».

Некоторые подчиненные Пушпендры Моты, основателя крупной IT-компании, упросили его провести корпоративный тим-билдинг, который включал в себя караоке. Конкурс оставил ощущение «смущения». «Единственное, что мне понравилось, – игра, в которой противоборствующие команды высаживают в незнакомом городе и дают им разные задания. Все отлично провели время, но до сих пор непонятно, насколько эти мероприятия решают первоначальные бизнес-задачи», – говорит он.

Его сомнения разделяет Джейн Войтер, IT-консультант, которой сделали выговор за то, что она не посещала командообразующие игры с прыжками с парашютом и пейнтболом. Она говорит, что ей ненавистна сама идея псевдоспортивной игры, в которой даже нельзя толком отлупить начальника. «Наверное, мне в принципе хотелось бы работать в другой команде», – говорит она.

«В России спортивные состязания и мероприятия на открытом воздухе привыкли воспринимать как отдых и развлечение, а не способ налаживания отношений, – рассуждает Светлана Байдалина, директор по персоналу дистрибутивного дивизиона группы компаний «Спортмастер». На ее взгляд, опытный тренер, как доктор, должен уметь провести диагностику коллектива и найти методы для лечения его проблем. К примеру, на корпоративных тренингах ее компании в числе других упражнений руководителям подразделений предлагалось назвать положительные черты работы коллеги. «При кажущейся легкости испытания быть искренним с сослуживцами иногда бывает довольно сложно», – говорит Байдалина. Среди упражнений на свежем воздухе предлагалось развивать доверие к коллегам, падая с закрытыми глазами с какого-нибудь небольшого возвышения спиной на руки сослуживцев. «На самом деле это упражнение довольно рискованно – испытуемый может получить увечья. Его успех зависит от отношения в коллективе и от умения тренера», – говорит она.

«Успех тренинга часто зависит не только от его ведущего, но и от коллектива, с которым ему приходится работать, – рассуждает Юлия Ужакина, бизнес-директор портала trainings.ru. – В прошлом году мы пригласили замечательного тренера, однако, несмотря на высокую квалификацию и компетентность, она не смогла найти общий язык с коллективом, и тренинг был отменен». «К наиболее частым ошибкам при проведении тренинга относится неправильная диагностика проблемы», – уверен Безручко из «Экопси Консалтинга». В прошлом году глава одной компании обратился к ним с просьбой «сделать сотрудников более управляемыми и исполнительными». На тренинге же все работники показали себя как отличные исполнители, способные договариваться и достигать поставленных целей. «Мы порекомендовали руководителю искать причину проблемы в нем самом», – вспоминает Безручко.

(Использованы материалы WSJ)

Михаил Малыхин, Ирина Окунькова

Опубликовано в газете “Ведомости” 27 декабря 2006 года

Оцените статью
MLM ВКУС и Тренинг-Центр Fresh Solution
Добавить комментарий