Финансовая пирамида — как её распознать?

финансовая пирамидаК сожалению на рынке стран СНГ за последние годы сформировалось вполне устойчивый стереотип, что сетевой маркетинг = финансовая пирамида. Насколько верно это утверждение и как различить финансовую пирамиду от компании сетевого маркетинга? На этот вопрос я постараюсь ответить в этой статье.

Тест 1  — финансовая пирамида не имеет конкурентоспособного предложения товара или услуги!

Первым и основным признаком финансовой пирамиды является ее основная цель функционирования — сбор денег и привлечение новых участников пирамиды, а не продвижение товара или услуги на рынке. Как можно это определить, ведь многие финансовые пирамиды активно используют в своей практике «постановку дымовой завесы» — предложение псевдо-товара или псевдо-услуги? Для определения этого обмана достаточно просто встать на позицию простого розничного покупателя (человека, не участвующего в системе) и посмотреть на адекватность и конкурентоспособность этого предложения в сравнении с уже существующими на рынке. В общем задайте себе простой вопрос: «готов ли я покупать ЭТО регулярно и добровольно, при этом не получая никаких бонусов и прочих преференций за эти покупки?»

К примеру: вам предлагают некое «уникальное изделие, созданное по секретным нано-технологиям, обладающее просто чудодейственными свойствами. Вы верите в чудеса на свете? Если ДА, то вам стоит перейти на другой сайт со сказками или псевдонаучной фантастикой. Если все-де НЕТ, то внимательно посмотрите вокруг себя и попробуйте найти некое аналогичное предложение на прилавках магазинов и сравните их между собой — ингредиентный состав, технологию использования, наличие сопроводительной документации (сертификаты, свидетельства о регистрации, товарно-сопроводительные документы и т.п.) и гарантийные обязательства производителя/продавца. В большинстве случаев вы найдете на рынке нечто очень похожее! А теперь задайте себе вопрос: вы готовы купить предлагаемый вам товар в сравнении с найденной альтернативой? На сколько цена соответствует свойствам предлагаемого продукта и не пытаются ли вам «впарить втридорога» то, что можно купить существенно дешевле в ближайшем магазине, а зачастую (это касается разных «уникальных веб-сервисов») вообще бесплатно? Или наоборот, вам пытаются «втюхать» нечто «супер-элитное» по цене «3 рубля за ведро»? Ведь нормально работающий сетевой маркетинг — это лишь альтернативный вариант маркетинга и не предполагает существенного снижения/повышения розничной цены относительно «классического» маркетинга. Цена всегда должна соответствовать качеству, свойствам и сопутствующему сервису предложения. Если товар не конкурентоспособен на свободном рынке, то это явный признак финансовой пирамиды и вы не сможете его продвигать/продавать на розничном рынке! Наличие такого «товарного предложения» — лишь «прикрытие» для финансовой пирамиды…

Тест 2 — кто покупает товары/сервисные услуги?

Поскольку сетевой маркетинг есть лишь один из вариантов общей индустрии маркетинга (системы рекламы и продаж) товаров/услуг на розничном рынке, то в системе сетевого маркетинга товар, покупаемый у компании дистрибьютором, легко и сполна реализуется розничным клиентам по розничной цене. Для выполнения этого условия предложение компании должно абсолютно положительно пройти Тест 1, описанный выше. Если же товар/услуга не конкурентоспособны на розничном рынке, то он/она обречены лишь на «внутреннее потребление», т.е. покупку лишь участниками системы и только с целью выполнения условий для получения бонусов от системы, что является основным признаком финансовой пирамиды! Именно для контроля выполнения условия, что система работает именно на розничного потребителя, а не «сама на себя» в странах с развитой законодательной системой существуют так называемые «антипирамидальные» законы. Суть их проста — компания сетевого маркетинга обязует каждого своего дистрибьютора продавать не менее 70% от закупленного в компании товара исключительно третьим лицам — розничным покупателям, не участвующим в системе, и оставлять себе (на личное потребление самого дистрибьютора) не более 30% закупленного у компании товара. В подтверждении исполнения данного закона каждый дистрибьютор (в этих странах) обязан ежемесячно предоставлять в компанию список своих розничных клиентов (для контроля достоверности фактов продажи). К сожалению данного Закона нет и пока даже не ожидается в странах СНГ.

Тест 3 — наличие бонуса за привлечение

Поскольку финансовая пирамида не может нормально развиваться без привлечения новых участников (ведь в ней нет возможности увеличения товарооборота только за счет роста розничных клиентов), то одним из основных финансовых инструментов (и признаков) финансовой пирамиды является выплата бонуса за привлечение новых участников. Нормальный сетевой маркетинг никогда не платит за факт привлечения нового дистрибьютора, а только лишь за товарооборот «новичка».

Тест 4 — наличие обязательной покупки при вступлении в систему

Сегодня многие финансовые пирамиды пытаются пройти «тест 3» (оплата за привлечение нового участника) путем введения обязательной закупки товара/услуги новичком при вступлении в систему и, соответственно, оплаты вознаграждения спонсору за факт привлечения под видом комиссионных за «первую покупку». Нормальная сетевая компания не подразумевает такого правила и для вступления в статус дистрибьютора совершенно не обязательно покупать некий «пакет продукции/услуг». Максимум что может быть — это покупка «стартового набора» в виде буклетов и пробников. Но этот набор никогда не считается «бонусным» для спонсора такого новичка. Т.е. за его покупку спонсору не выплачиваются никакие вознаграждения.

Тест 5 — наличие обязательных ежемесячного личного товарооборота для получения комиссионных за товарооборот сети

Как уже говорилось выше — финансовая пирамида живет только за счет привлечения новых «вкладчиков», т.е. тех, кто сделает ту самую «разовую покупку уникального продукта». Потому основной целью деятельности участника финансовой пирамиды — это привлечь нового «вкладчика», а не забота о привлечении и обслуживании розничного покупателя. По этому нормальные компании сетевого маркетинга в своих маркетинг-планах делают обязательным условием получения комиссионных личные покупки участников системы как условие получения комиссионных. Естественно не менее 70% от объема этой закупки должно быть продано именно розничным покупателям, а не использовано лично (в лучшем случае) или просто «задвинуто под диван». Итак, мы описали 5 простых тестовых правил, с помощью которых вы можете легко вычислить финансовую пирамиду как бы она не пыталась маскироваться под компанию сетевого маркетинга. Повторим их:

  • Задайте себе первый вопрос: готов ли я регулярно и добровольно покупать предлагаемую продукцию по розничным ценам как простой розничный клиент — без возможности получения каких-либо бонусов за это? Если НЕТ — то перед вами финансовая пирамида.
  • Второй вопрос: есть ли еще люди, которым купят у меня данную продукцию по розничным ценам не становясь участниками системы? Конкуренто-способно ли это предложение на розничном рынке? Если НЕТ, то перед вами финансовая пирамида.
  • Третий вопрос: есть ли в компании бонус за привлечение новых участников? Если ДА, то перед вами финансовая пирамида.
  • Четвертый вопрос: нужно ли для вступления в систему обязательно купить некий объем продукции и платят ли за этот объем комиссионные спонсору? Если ДА, то перед вами финансовая пирамида.
  • Пятый вопрос: есть ли в маркетинг-плане компании условие обязательной периодической регулярной покупки продукции? Если НЕТ, то перед вами финансовая пирамида.

Для определения финансовой пирамиды совершенно не обязательно выполнение всех 5 «тестов» — достаточно всего одного. Но выполнение всех 5 говорит об откровенной «махровости» этой самой пирамиды. Если же «тест» пройден удачно, то вас можно поздравить — перед вами нормальная компания сетевого маркетинга!

Всегда помните основное — деятельность компании сетевого маркетинга всегда направлена на продажу товаров розничным покупателям. Т.е. тем, кто не является участником системы. А финансовая пирамида всегда питается за счет вовлечения новых участников в свои ряды и «впаривания» им «совершенно уникальных товаров» по совершенно «уникальным ценам»…

Еще к прочтению — Вредные советы начинающему сетевику