Встреча первая, ознакомительная…
Дмитрий Данилов
Ты помнишь как всё начиналось?
Дело было так: сидели мы как-то втроем — Олег Акинцев, Игорь Сидоров и ваш покорный слуга. Олег предложил организовать нечто вроде дискуссионного клуба для сетевиков (впоследствии получившего название «Элефантовский Клуб» или ВсеЕвразийский Клуб Успешных Сетевиков) — чтобы раз в месяц все активные сетевики, лидеры своих компаний, собирались в каком-нибудь условленном месте (кафе и т.п.) и обсуждали заранее оговоренную злободневную, актуальную тему. Сказано — сделано. Игорь Сидоров «вбросил» эту идею на форум сайта www.mlm.com.ru, и она получила всеобщее одобрение. Активный посетитель форума Александр Маслов предложил одну, по его словам, хорошую шашлычную в районе метро «Серпуховская». Ориентиры — пятиэтажный дом и вывеска «чемпионы мира по шашлыкам».
Вооружившись диктофоном, я отправился на поиски пятиэтажного дома и означенной вывески. Пришел по указанному адресу и стал обследовать окружающую местность. В радиусе примерно одного километра я так и не обнаружил ни одного пятиэтажного дома, и про чемпионов мира нигде ничего написано не было. Впрочем, шашлычная была, правда, располагалась она в восьмиэтажном, высоком таком домике. Захожу — и вижу благородное собрание: Игорь Сидоров, Александр Маслов и академик, эксперт в области биологически активных добавок Владимир Курашвили.
Мы обменялись радостными возгласами, приветствиями, и я высказал претензии: — Саша, ну как же так — дом-то совсем ведь не пятиэтажный… — Эти мои слова потонули в общем хохоте — оказывается, все остальные участники встречи прошли через тот же самый барьер. Чуть позже подтянулись Людмила Комолова («Gloryon»), Ольга Тимофеева и Евгения Демидова («Служба Довганя»). И все с ходу заводили разговор о пресловутой «пятиэтажности». В конце концов Александр сказал: «Я сегодня вечером на конференции вывешу официальное покаяние и обязательство к следующей встрече скорректировать количество этажей этого здания. Раз сказал — пятиэтажный дом, будет пятиэтажный…».
О разном в МЛМ
Беседа получилась долгой (шесть часов) и задушевной. И, конечно, совсем не заорганизованной. Все сразу перешли на «ты», разговор бесконечно петлял от одной темы к другой, причем, темы порой были очень далеки от сетевого бизнеса… В общем тема встречи определилась как — О разном в МЛМ.
Просидели около 6 часов и говорили, говорили, говорили… По мере разговора к нам присоединялись и другие, пришедшие «на огонёк».
Я постарался зафиксировать хотя бы некоторые фрагменты. Вот что из этого получилось. Итак, о разном в МЛМ
В чём секрет МЛМ «Made in Russia»?
Александр Маслов: Я вспоминаю одну из первых совместных встреч наших и американских дистрибьюторов. Это было на Гавайях, и мы сидели в ресторане на набережной Гонолулу за огромным столом и рассказывали друг другу о том, как мы (и они) работаем.
Они, конечно, ребята избалованные, привыкли, что есть бланки заказа, взял такой бланк, заполнил, засунул в факс, расплатился карточкой не выходя из дома — и через два дня у него на пороге стоит аккуратно упакованный заказ. Потом он берет продукты и идёт их продавать… В ответ мы рассказываем: выбил из клиента предоплату, поехал в офис, оформил заказ (на деньги клиента), когда продукция пришла на склад — забираешь её (в то время были сложности с поставками продукции и ее постоянно не было на складе) и через полгода приносишь клиенту его банку продукта…
Эти гавайцы смотрели на нас, как на чумных, они вообще не понимали, как так можно?! В Америке есть поговорка — «нельзя торговать с пустого фургона». Ха! Это у них нельзя!… На третий день ко мне подошел самый топовый гаваец и сказал: «Я, кажется, понимаю, как это у вас получается, вы колхозом работаете…«. Они вообще привыкли работать исключительно в одиночку, зачастую вообще не выходя из дома.
Максимум, что они делают в плане общения — это конференции по телефону. Ну, я сейчас не говорю о больших конвенциях, которые у них, конечно, тоже бывают. А так — все из дома, домашний офис. Вот такая встреча, как у нас с вами сейчас — для них нонсенс. И для них наши методы работы, когда мы постоянно общаемся, контактируем с огромным количеством людей, были непривычны.
Было смешно: встает гаваец и говорит: я работаю с такой-то компанией 5 лет, и у меня организация 800 человек. Потом встает одна из наших дам и говорит: я сотрудничаю со своей компанией полгода, и у меня организация 2 тысячи человек. И они смотрели на нас, как на инопланетян: «Как, клиент вам отдал наличные деньги заранее, и вы потом ему принесли продукт?! Да ещё вы умудряетесь его рекрутировать?!».
Ну и мы, конечно, на некоторые их технологии смотрели как на нечто невозможное…
О БАД-ах
Владимир Курашвили. Господь создал нас разными. Кто-то больше приспособлен к мясоедению, кто-то к вегетарианству. Я был в Бомбее, работал с индийцами. В Индии есть такая секта — джайны. Они мало того, что вегетарианцы, так они даже не едят овощи, растущие в земле, клубни. Только то, что растет над землей. А уж о мясе и рыбе вообще речь не заходит. Это я говорю к тому, что мы с моими индийскими коллегами-врачами дискутировали о таком заболевании, как остеохондроз. Они настаивали на том, что эта болезнь возникает из-за употребления мяса. И я, когда меня познакомили с людьми из джайнской общины, думал, что уж у них-то, у строгих вегетарианцев, никакого остеохондроза быть не может. И первое, что я увидел, когда сел в машину, которая меня встречала —это специальная палка у водителя-джайна, которую он особым образом закреплял у себя на спине, чтобы избавиться от сильнейших болей в пояснице.
Оказалось, что употребление только вегетарианской пищи еще больше приводит к остеохондрозу. Это национальные, этнические особенности человеческого организма. Точно так же эскимосы спокойно выпивают целую бадью топленого тюленьего жира — то, что мы называем рыбьим жиром. Если любой из нас выпьет такое количество тюленьего жира — я вас уверяю, он сразу попадет в реанимацию. А эскимосам это в кайф, он выпил и пошел счастливый домой. Поэтому не надо обобщать, утверждать, что такой-то рацион питания, такие-то вещества однозначно полезны всем. Все это очень индивидуально…
О подарках и промоушенах, которыми компании награждают своих успешных дистрибьюторов
Александр Маслов: Многие дистрибьюторы очень неоднозначно относятся к подаркам. У нас недавно было крупное мероприятие в Алма-Ате. Там продавалась наша продукция, и на бутылочных пробках были специальные наклейки. Было объявлено: кто сдаст пять наклеек, получит специальный приз. И люди, помню, возмущались: чего это я буду отдирать наклейки и потом их куда-то сдавать?! Купил пять бутылочек — дайте мне сразу приз! А еще лучше — приз с доставкой на дом. У многих вообще интересный подход: подарки должны давать всем. И акции должны быть попроще. А когда награждаются самые успешные, многие почему-то оказываются недовольными.
Игорь Сидоров. Это очень мешает людям. Вот эти психологические блоки, связанные с жадностью, завистью. У таких людей, обычно, присутствует раздражение к чужому успеху: а чевой-то ты такой счастливый, чевой-то ты все время улыбаешься… С таким подходом далеко не уедешь.
В. К. Начинающий дистрибьютор должен с самого начала своей карьеры избавляться от этого комплекса, иначе карьера не заладится. Если новичок преодолеет этот барьер — зависть по отношению к своему спонсору, который получает свои проценты «не за что», то у него должно получиться и все остальное.
О правовом статусе дистрибьютора
Дмитрий Данилов. У лидеров сетевых компаний есть две точки зрения относительно правового положения сетевиков.
- Первая: у нас в России нет правовой базы сетевого маркетинга, не определено, кто такой дистрибьютор, и это мешает нашей работе. Хорошо бы написать соответствующее законодательство.
- Вторая: очень хорошо, что никакого специального законодательства нет, и не дай Бог, чтоб оно появилось, оно будет только мешать. У нас уже есть все необходимое законодательство, регулирующее бизнес. Нам от государства ничего не надо, пусть только не мешает…
А. М. На мой взгляд, вполне достаточно той юридической базы, которая есть на сегодняшний день. Однако если взять текст дистрибьюторского соглашения любой компании и показать грамотному юристу, этот юрист будет долго хихикать под столом. Данная бумага, в 99% случаев, не является полноценным юридическим документом. В суд с ним не пойдешь. А если и пойдёшь, то вернёшься ни с чем…
В. К. А почему? Может быть, я чего-то не понимаю? Ведь что такое юридический документ? Это соглашение двух сторон, в данном случае — дистрибьютора и компании. Дистрибьютор выступает в качестве совершенно независимого предпринимателя…
И. С. Или наемного сотрудника…
В. К. С такими случаями я не сталкивался.
А. М. В принципе, это вполне возможно! Но в далёкой в перспективе голубых снов…
В. К. Я этого не понимаю. Дистрибьютор — это не наемный работник. Это — предприниматель. По крайней мере в MLM. И если мы этот факт признаем, то все становится понятно. Единственное, что дистрибьютору нужно сделать для определения его статуса — зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Д. Д. Но здесь есть одно «но»! Большинство вступающих в сетевой маркетинг людей остро нуждаются в средствах. Для такого новичка это пока еще не бизнес, а просто возможность сегодня или завтра заработать свою маленькую денежку, оглядеться по сторонам и только потом уже понять, будет ли он строить свой собственный бизнес. И такому человеку психологически очень трудно с самого начала вести себя по-предпринимательски — куда-то идти, регистрироваться.
Представляете, бабушка-пенсионерка, пойдет в регистрационную палату, будет документы собирать… К тому же надо обойти четыре инстанции: регистрационную палату, налоговую инспекцию, пенсионный фонд, ФОМС.
Некоторые компании делают так: с самого начала от человека не требуется никакой регистрации. Но есть ступень, например, «директор», начиная с которой нужно обязательно регистрироваться. Другие компании вообще пускают это на самотек — вот тебе продукт, вот твои бонусы, а налоги, регистрация — это твое личное дело, работай, как хочешь. Сейчас такой подход встречается реже. Бывает, что компания выступает по отношению к своим дистрибьюторам в качестве налогового агента, то есть сама платит в бюджет налоги с дистрибьюторских вознаграждений…
В. К. Значит, в этом случае компания принимает дистрибьютора на работу?
А. М. Я хочу процитировать «букву закона». А именно — Гражданский и Налоговый кодексы. У меня они — настольная книга. (Всеобщий смех.) Рабочие взаимоотношения в России могут быть трёх видов: «наемник», по ГПК и «business-to-business», то есть компания-компания, предприниматель-предприниматель и т.п. Если ты не зарегистрировал свой бизнес, то ты — «физик», физическое лицо. Тогда тебя могут наказать в том случае, если ты начинаешь заниматься предпринимательской деятельностью. Что такое по нашему законодательству предпринимательская деятельность? Это неоднократное совершение торговых операция с целью регулярного получения дохода.
И. С. Хочу уточнить: именно с целью получения дохода, или вообще любые торговые операции? А если я продаю по закупочным ценам?
А. М. В налоговой инспекции ты этого просто не сможешь объяснить. Они этого не понимают. Если продажа — то с целью извлечения прибыли.
В. К. Во многих штатах США устанавливается минимальная ставка рентабельности любого бизнеса, любых продаж.
А. М. У нас в России это 3%. Я продолжу. Вот ты не зарегистрировался и занимаешься продажами. Раз продал, тебя поймали, — если ты достаточно «зубастый» в правовой сфере, то сможешь отбодаться. Но уж раз на третий тебя точно накажут, оштрафуют. Начиная с третьего раза — это уже систематически. Причем, тут есть такая «страшилка». В отличие от всех силовых структур, налоговая полиция изначально действует, исходя из «презумпции виновности». То есть, если тебя взяли, ты должен им доказать свою невиновность, а не они тебе.
Далее есть такой пункт. Если ты не зарегистрирован как предприниматель и получаешь от кого-то доход, то ты должен «налогообложиться» у того, кто тебе платит, или лично подать в ФНС декларацию о доходах по форме НДФЛ-3. Но НДФ-3 — это история о разовых, случайных доходах, типа — продал машину, квартиру, помог соседу по даче построить баню…
В остальных случаях твой «плательщик» должен с тебя удержать подоходный налог в пользу Государства! Но опять же, если это становится системой, то ты все равно раз в год обязан пойти в налоговую инспекцию и подать декларацию о доходах по форме НДФЛ-3 и оплатить налоги с годового дохода.
Более того, если кто-то (не близкий родственник) тебе платит какие-то деньги более трех раз, а ты не отчитываешься перед Государством по налогам, то Государство может рассматривать эти отношения как отношения предпринимателя и наемного работника. И тут уже и для «работодателя» выплывает большая куча налогов! То есть, если ты берешь кого-то на работу и собираешься платить ему, скажем, тысячу рублей в месяц, то пятьсот надо будет отдать ещё и государству в качестве различных налогов. Поэтому мы в компании в своей компании сразу говорим дистрибьюторам: пожалуйста, если хотите, мы вас можем оформить как наемных работников. Но тогда половина ваших бонусов уйдет в налоги!
В. К. Саш, ты так хорошо все рассказываешь. Вот теперь скажи: а если дистрибьютор — предприниматель, и дистрибьюторское соглашение — договор двух предпринимателей. Что тогда с налогами?
А. М. В этом случае компания уже не является работодателем и не платит ни копейки налогов за дистрибьютора. А дальше есть варианты. Можно пойти по пути «тупого» налогообложения по Упрощённой Системе Налогообложения (УСН), когда вы считаете доход, расход, баланс, и платите налог с прибыли или с валовой выручки.
В Москве можно также выкупить патент. Чем интересен патент? Вы платите фиксированную сумму, и считается, что вы заплатили государству налог вперед, и уже от стоимости патента высчитываются ваши выплаты в пенсионный фонд и ФОМС. Если у вас более или менее приличный доход — например, несколько сот долларов, — то патент — это просто манна небесная. Купил патент — и спи себе спокойно. Ну, конечно, не спи, а работай. При этом патент заменяет собой подоходный налог, но не освобождает от других налогов — налога с продаж, выплат в пенсионный фонд и фонд медстраха.
Есть еще вменённый налог. Это — индульгенция от всего. Неважно, заработали вы что-нибудь или нет, или заработали много. К сожалению в Москве «вмененка» не работает. А по России цифры такие. У меня есть знакомые ребята из удмуртского города Глазов. Так вот, в Глазове вмененный налог — семьдесят пять рублей в месяц! (Реплики: хороший налог…)
Продолжение следует…
Мы потом еще много о чем говорили — для подробного описания не хватит газетной полосы. Я надеюсь, что вы почувствовали атмосферу этой встречи. В общем, хорошо мы посидели. С пользой для дела и с удовольствием для души. К тому же вкусно. В итоге мы решили сделать такие встречи регулярными.
В последствии в самом деле эти встречи получили огромную популярность и востребованность и получили наименование «Элефантовский Клуб» (поскольку в последствии встречи стали проводить в ресторане «Элефант») или ВсеЕвразийский Клуб Успешных Сетевиков — ВКУС МЛМ.